Цитата сообщения Aldr-Timoff
"Сапфо фиалкокудрая, сладкоулыбающаяся, чистая..." /поэт Алкей//
Сапфо. Фреска.
Сапфо, она же Сафо, она же Сафо Митиленская, она же Псапфа (светлая, чистая) - древнегреческая поэтесса, "царица поэтов", представительница песенной лирики. Раньше имя поэтессы произносилось на греческий лад, с ударением на первом слоге. Сейчас принято писать "Сапфо" (по-французски) с ударением на последнем слоге.
Единственный современный Сапфо источник, который описывает её жизнь, - это её собственные стихи. Страстная Сафо, как называли ее современники, родилась на острове Лесбос в городе Эросе в Сорок вторую Олимпиаду, за 612 лет до н. э.
Социальный статус женщины на Лесбосе отличался большей свободой, чем в прочих областях греческого мира. Женщины Лесбоса не имели почти никаких ограничений в социальной жизни - они могли, например, передавать своё имущество по женской линии; они имели право создавать фиасы - содружество женщин аналогичные мужским гетериям. Сапфо возглавляла такой фиас — культовое объединение, посвященное Афродите, одной из задач которого было приготовление к замужеству знатных девушек. В фиасе Сапфо обучала девушек музыке, танцам, стихосложению.
Сапфо в Митиленах. Худ. Пьер Оливер Джозеф Куманс
Отец Сапфо, Скамандроним, был аристократом, представителем знатного рода. Мать звали Клеидой. У Сапфо было три брата - Эригий, Харакс и любимый младший брат Ларикус. В оксиринхском папирусе говорится, что Сапфо хвалила Ларикуса за то, что он разливает вино в здании администрации Митилены, учреждении, в котором служили молодые люди из лучших семейств.
Сапфо и братья рано осиротели. В "Героидах" у Овидия Сапфо оплакивает своего отца такими словами:
"Шесть моих дней рождения прошло, когда кости моего родителя, собранные из погребального костра, выпили раньше времени мои слёзы"
Родственники отдали девочку в школу гетер, где она проявила свой природный литературный талант - в школе она сочиняла оды, гимны, элегии, праздничные и застольные песни.
По свидетельству современников, Сафо была черноволосая, небольшого роста, со смуглой кожей, с живыми блестящими глазами ... Вот как говорил Овидий устами Сафо: "Если безжалостная природа отказала мне в красоте, ее ущерб я возмещаю умом. Я невелика ростом, но своим именем могу наполнить все страны. Я не белолица, но дочь Кефая (Андромеда) нравилась Персею".
В дни Сапфо. Худ.Джон Уильям Годвард
В античности образцом красоты считались высокие белокурые люди, а невысокая, смуглая Сапфо не считалась красавицей и, если её называли прекраснейшей, то исключительно за красоту её стихов и песен.
Художники (представленные здесь) Годвард, Давид, Тадема живописали Сапфо темноволосой, а Рафаэль изобразил поэтессу белокурой по моде античного Рима. А возможно, он придал Сафо Митиленской внешность её тёзки - Сафо Эфесской.
Сапфо. Рафаэль Санти.
В 595 году до н. э., когда начались волнения, приведшие к ниспровержению аристократии, семнадцатилетняя Сапфо вместе с братьями бежала в Сицилию и вернулась на Лесбос только через пятнадцать лет. Она поселилась в Митиленах, вот почему впоследствии ее стали называть Сафо Митиленской, в отличие от куртизанки Сафо Эресской, жившей гораздо позднее знаменитой поэтессы.
В Митиленах Сапфо близко познакомилась с поэтом Алкеем. Алкей, сам поэтическая натура, не мог не увлечься талантливой девушкой - между ними вспыхнул роман, правда, не имевший серьезных последствий. Алкей был "ненавистником тиранов", но в любовной лирике он и Сапфо соединились в единый поэтический диалог. Алкей признавался:
Сапфо фиалкокудрая, чистая,
С улыбкой нежной!
Очень мне хочется
Сказать тебе слово тихонько,
Только не смею: мне стыд мешает."",
а Сапфо ему отвечала:
"Когда бы то, что высказать ты хочешь,
прилично было,
стыд навряд смутил тебя".
Алкей возвышенно сравнивал Сапфо с богиней, потому что "фиалкокудрой" была сама Афродита, носившая вплетённые в волосы фиалки.
Сапфо и Алкей. Худ. Лоуренс Алма Тадема.
Сапфо вышла замуж за богатого торговца по имени Керкилас, из Андрии. У них родилась дочь, названная в честь матери Сапфо, Клейс, или Клеида. Горячо ллюбимой дочери Сапфо посвятила цикл стихов. Семейное счастье длилось не долго - муж и дочь вскоре один за другим опустились "в мрачное царство Гадеса".
Сапфо. Худ. Густав Климт.
Лишенная семьи, Сафо всю себя отдала поэзии и неутолённую страсть перенесла на лесбийских девушек.
Сапфо не изобретала лесбийскую любовь, она уже существовала до неё. Женщины на Лесбосе не удовлетворялись одними мужчинами и заводили отношения между собой. Лесбиянки имели и любовников и любовниц - они вместе возлежали на пирах, засыпали по ночам во взаимных объятиях и окружали друг друга нежнейшими заботами.
Лукиан писал в "Диалогах": "Женщины Лесбоса действительно были подвержены этой страсти, но Сафо нашла ее уже в обычаях и нравах своей страны, а вовсе не изобрела сама".
Сапфо, как царица поэтов, была прямой выразительницей лесбийской любви, и иначе не могло быть - Сапфо любила, обожала и поклонялась всему истинно прекрасному, а вершина прекрасного - женщина!
Сафо и Erinna в Саду на Митилене. Худ. Абрахам Соломон.
Некоторые исследователи предполагают, что знаменитое стихотворение Сапфо "К моей любовнице" посвящено Родопе, которую поэтесса ревновала к своему брату Хараксу:
Блаженством равен тот богам,
Кто близ тебя сидит, внимая
Твоим чарующим речам,
И видит, как в истоме тая.
От этих уст к его устам
Летит улыбка молодая.
В лирике Сапфо преобладают мотивы любви и разлуки, действие в стихах происходит на фоне безмятежной природы, среди благовоний в священной роще богини, под звуки журчания ручья и пения птиц. Главным достоинством её стихотворений считается выражение сильной любви и страсти. Любовь в восприятии Сапфо — страшная стихийная сила, "сладостно-горькое чудовище, от которого нет защиты". Слова пылкой любви адресует Сапфо своим девушкам, восхищаясь их красотой, очарованием, изяществом, духовным совершенством. Она советует и предостерегает, но бывает и ревнива, приказывает избегать негодных соперниц. Полностью сохранилась знаменитая Молитва Афродите, которая начинается и заканчивается просьбой, чтобы богиня помогла поэтессе завоевать любовь некой особы.
Сапфо. Худ. Шарль Огюст Менжен
Сапфо использует прямую речь, цитируя настоящие или выдуманные диалоги, и тем самым достигает впечатления непосредственности. Когда речь идёт о кипящих в её душе чувствах, она спокойно выбирает слова для их выражения. В этом она опирается прежде всего на мелодику речи: её умение подбирать положение гласных и согласных звуков, которым восхищался Дионисий Галикарнасский, очевидно почти в любой строфе; музыка, под которую она пела свои стихи, уже не звучит, но, прочтённые вслух, они по-прежнему зачаровывают.
А пламя острое любви
Быстрей по жилам пробегает...
И звон в ушах... и бунт в крови...
И пот холодный проступает...
А тело, — тело всё дрожит...
Поэзия Сапфо заслужила признание и поклонение у поэтов и философов древности.
Солон, услышав на пиру одно из её стихотворений, тотчас выучил его наизусть, причем прибавил, что "не желал бы умереть, не зная его на память".
Сократ называл Сапфо своей "наставницей в вопросах любви".
Страбон называет Сапфо "чудом" и утверждает, что "напрасно будет искать во всем ходе истории женщину, которая могла бы выдержать, хотя бы приблизительно, сравнение с Сапфо".
Платон называл Сапфо "десятой музой":
Девять на свете есть муз, - утверждают иные. Неверно:
Вот и десятая к ним — Лесбоса дочерь, Сафо!
Сапфо и Фаон. Худ. Мартин Дроллинг.
Существует красивая легенда о гибели Сапфо (Сафо).
Будучи уже в почти сорокалетнем возрасте, поэтесса якобы страстно полюбила молодого моряка Фаона, но тот презирал женщин и интересовался только морем. Каждый день он уплывал на лодке в море, а Сапфо дожидалась его возвращения на скале. Однажды Фаон не вернулся, и она от неутешного горя бросилась со скалы в воду.
Сапфо в ожидании Фаона.
Существовал миф о о Фаоне - морском божестве острова Лесбос. Фаон однажды перевозил Афродиту с Лесбоса или Хиоса на противоположный азиатский берег, и та отблагодарила его волшебным зельем, благодаря которому все женщины, взглянув на Фаона, влюблялись в него. Этот миф и романтический браз поэтессы объединились в красивую легенду, которая романтично объясняла смерть Сапфо (около 572 года до н. э.).
Гибель Сапфо. Худ. Антуан Жан Гро
Творчество Сапфо было собрано в Александрийской библиотеке и издано в 9 книгах, где стихотворения группировались по метрическому принципу. Целиком сохранилась 1 песнь, остальное представляет собой различной длины фрагменты, которые постоянно умножают папирусные находки.