Цитата сообщения Aldr-Timoff
Rondo alla ingharese quasi un capriccio in G major, Op. 129 это рондо-каприччо больше известно как "Ярость по поводу потерянного гроша". Бетховен написал его в 1795 году, ему было 25 лет. Пьесу услышал ближайший друг Бетховена, музыкант и писатель Антон Шиндлер. Рондо, лёгкое, изящное и эмоциональное, вызвало в нём определённые образные ассоциации, которые он записал прямо на нотном листе - "ярость из-за потерянного гроша".
Антон Феликс Шиндлер
Бетховен не закончил пьесу, и тридцать два года черновик пролежал в бумагах композитора.
После кончины Бетховена в 1827 году в Вене состоялся аукцион по распродаже его вещей и бумаг. Черновик рондо приобрёл венский нотоиздатель и композитор Антон Диабелли, который опубликовал его в 1828 году.
Антон Диабелли
Немецкий композитор Роберт Шуман отозвался о бетховенской пьесе восторженно:
"Едва ли существует нечто более забавное, чем эта шутка. Я сразу же начал хохотать, сыграв ее недавно впервые. Но каково же было мое удивление, когда при вторичном проигрывании я прочел следующее примечание: "Это каприччо, найденное в бумагах Л. в. Бетховена, озаглавлено в рукописи "Ярость из-за потерянного гроша, излившаяся в некоем каприччо".
О, эта очаровательнейшая, бессильнейшая ярость, подобная той, которая охватывает, когда вам не удается стащить с ноги сапог, и вот вы потеете, топаете, а он совершенно флегматично посматривает вверх на своего владельца".
Ну вот, наконец-то я вас поймал, бетховенцы! Еще не так хотел бы я свирепствовать и всех вас до единого поглаживать нежнейшим кулаком, когда вы выходите из себя, закатываете глаза и в безмерном восторге возглашаете: "Бетховен стремится только к безмерному, летит от звезды к звезде, отбросив все земное!"
"Сегодня у меня поистине душа нараспашку",— так любил он говорить, когда ему было весело. И тогда он смеялся, как лев, и наносил удары направо и налево, ибо он во всем был неукротим.
Я побиваю вас этим каприччо. Вы, конечно, найдете его слишком обыденным, точно так же, как и мелодию к "Freude schöner Göttcrfunken" в d-moli'ной симфонии, и запрячете его далеко-далеко под "Эроику"!
Но поистине, если когда-нибудь на Страшном суде искусств гений правды будет держать весы, на одну чашу которых положат это
"Groschencapriccio", а на другую - десяток новейших патетических увертюр, - высоко, до небес взлетят увертюры.
Но прежде всего одному могли бы вы здесь поучиться, молодые и старые композиторы - о чем, думаю, необходимо вам время от времени напоминать: естественности, естественности и естественности!"
Исп.Рудольф Бухбиндер,
австрийский пианист и дирижёр.