«Мама приходит с работы,
Мама снимает боты..»
Эдуард УСПЕНСКИЙ
Возвращаясь с работы, люди стараются переодеться в более удобную одежду. Потому что на работе испокон веков существовал дресс-код. Ведь там ты пожарный, военный, руководитель, пекарь.... И любая деятельность предполагает, что человек должен визуально выделяться среди представителей других профессий, а так же среди сотрудников своего коллектива. У военных - это знаки различия, погоны... У представителей других трудовых коллективов – это высота колпака у шеф -повара, качество костюма у руководителя отдела, цвет каски у строителей...
Согласно Табели о рангах, введёном Петром I в 1722 году все чиновники должны были носить мундиры. И с первого же взгляда на человека становилось ясно к какой государственной службе он имеет отношение и какой пост там занимает. Это позволило нивелировать социальные, а также национальные различия. И представить российских чиновников как полноправных членов Европейского сообщества (государства). Пренебрежительное отношение к мундиру могло дорого стоить его хозяину. Известен случай, когда Николай I уволил лакея свой сестры великой княгини Марии Павловны за то, что тот вышел на улицу в замусоленной ливрее.
Форменная одежда сохранялась в России вплоть до 1917 года. Хотя, кожанки чекистов и народных комиссаров - это та же форма, позволявшая выделяться среди народных масс.
Иногда эта казённая одежда так срасталась с её обладателем, что становилась его домашней одеждой. Известен случай, когда генерал - майор в отставке граф Дмитриев – Мамонов ходил по поместью и общался с крепостными крестьянами исключительно в «парадном мундире с брильянтовым эполетом и всеми имевшимися у него регалиями». Впрочем, в домашнюю одежду иногда трансформировалась не вся форма, а лишь её цвета. И понимающие люди сразу соображали, что этот человек имеет отношение, например к московскому дворянству, которое традиционно носило мундиры темно зелёного цвета с красными воротниками и обшлагами. Фольклорист М.Н. Макаров так описывал богатого помещика генерала Н. «На генерале был богатый гродетуровый зеленого цвета халат, украшенный знаками отличия, зеленый картуз с красными опушками и отороченный галунами, белый колпак под картузом. В этом костюме каждая деталь – «говорящая»: и дороговизна ткани и галунов, и цвета (зеленый с красным), и знаки отличия, украшающие не мундир, а халат и колпак, и даже «малиновый Ост-Индийский носовой платок», который генерал держит в руке».
Халат и колпак. Они прочно вошли в категорию домашней одежды помещиков и дворян 18 - 19 веков в России. Колпак использовался дома, чтобы прикрыть коротко стриженные под парик волосы. Он был как правило белого цвета. Из хлопка или шерсти. Это зависело от возраста и привычек хозяина. Были и ночные колпаки, которые надевались при отходе ко сну.
Халат выполнял роль домашней одежды и выйти в нём на улицу считалось признаком дурного тона. В качестве уличной одежды его использовали лишь торговцы. Впрочем, в халате хозяин мог принимать гостей, более низких по рангу, чем он сам. Хотя, иногда бывали исключения. Один очень богатый помещик принимал в своём доме гостей облачившись в халат и ночной колпак, чтобы показать своё главенствующее положение за столом. Распальцовка в то время ещё не была изобретена. А гости...гости были во фраках и мундирах.
Если вспомнить литературных героев, то в халате возлежал на диване гончаровский Обломов. Гоголевский Акакий Акакиевич ходил по дому в халате. Градобоев Островского, Минский Пушкина....Всех не перечислить.
Были ещё и полухалаты – архулаки. Это тот же халат, только приталенный и с застёжками на крючках. Его носили помещики, описанные Тургеневым, в нём щеголял Ноздрёв из «Мёртвых душ».....
Одно время был популярен шлафрок или шлафор. Халат расшитый кистями, который использовался как одежда для сна. Но потом он незаметно стал обычной домашней одеждой. Которая, кстати, очень приглянулась женщинам. Мать Татьяны Лариной сшила себе такой переехав в деревню.
Слово «неглиже» вам знакомо? А ведь так называли домашнюю одежду состоявшую из простого фрака с коротким жилетом и тёмных штанов. Такая простая непритязательная одежда для отдыха. Интересно, как бы назвали наши предки советскую моду, ходить дома в трусах? Семейных трусах. Согласно «Краткой энциклопедии домашнего хозяйства», изданной в 1959 году мужские трусы предлагалось шить из бязи или сатина. Были заданы и размеры. Длина трусов должна была быть ½ длины от талии до колен, плюс ещё 18 см. Так что средняя длина получалась около 48 см. Окружность в нижней части штанины должна была быть равной 64 см. Затянул резинку до нужного размера и носи на здоровье! Трусы семейные... К ним ещё полагалась майка. Это была униформа и для дома и для спорта.
А в чём по дому ходили советские женщины? Как правило в халате и бигудях. То есть муж видел жену как полуфабрикат, а гости и коллеги по работе как завершённый продукт. Традиций носить дома «домашнее» не было.
Впрочем, и сейчас женщины и мужчины не особо заморачиваются домашним дресс-кодом. В ход идут майки, в которых уже стыдно выйти на улицу и тренировочные штаны у которых со временем вытягиваются коленки. На люди в этом не выйдешь, а «вторая половинка» итак никуда не денется. Причём в этом ходят как мужчины так и женщины. В этой же одежде иногда и спят. Разве что, тапочки снимают.
После рабочего дня мы все имеем право на хорошую, удобную домашнюю одежду, которая не будет стеснять движения и в которой не стыдно отразиться в зеркале. Благо, выбор сейчас огромный. Да и портных никто не отменял. Можно позволить разыграться фантазии и сшить «костюмчик» для себя любимой. Да и мужа приодеть. Поверьте, мужчина облачённый в специально сшитую для дома одежду будет чувствовать себя ухоженным и окруженным заботой домашним мужчиной. Который отключился от рабочих проблем и подключился к ауре своего дома.
Анатолий Кольцов, современный мужчина